среда, 6 февраля 2013 г.

изменения в впк

342.75 Kb.Название Дата09.04.2012Размер342.75 Kb.Тип Содержание Смотрите также: Глава 21 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1. Институциональные и структурные изменения в ВПК Военно-промышленный комплекс (ВПК) России создавался в рамках бывшего СССР на протяжении многих десятилетий. Его развитие являлось краеугольным камнем экономической политики партийного и государственного руководства СССР на протяжении всей его истории. ВПК, как составной части экономики страны, всегда отдавался приоритет в выделении финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. Военно-промышленный комплекс СССР обеспечивал не только собственные оборонные нужды, но и страны Варшавского договора, Северную Корею, Вьетнам, Кубу, а также многие развивающиеся страны, исходя из политических соображений. Поэтому поставка вооружения и военной техники (ВиВТ) в эти страны осуществлялась зачастую по заниженным ценам, в долг, а в ряде случаев и на безвозмездной основе. Гипертрофированное развитие ВПК требовало существенного перераспределения имеющихся ресурсов экономики, прежде всего за счет уменьшения расходов на конечное потребление, а при распределении валового накопления за счет сельского хозяйства, легкой, пищевой промышленности и ряда других отраслей. В тоже время развитие ВПК инициировало научно-технический прогресс, разработку высоких технологий в некоторых смежных отраслях: машиностроении, металлургии, химической промышленности и др. К концу 80-х годов в СССР сложилась многоуровневая и достаточно бюрократическая система управления оборонными предприятиями. Непосредственное руководство (в основном оперативно-производственными вопросами) оборонным комплексом осуществляла Военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР через так называемую девятку отраслевых министерств: Минсредмаш (атомная промышленность), Минобщемаш (ракетно-космическая промышленность), Минавиапром, Минсудпром, Минрадиопром, Минэлектронпром, Министерство средств связи, Минмаш (боеприпасы и спецхимия), Миноборонпром (артиллерия, танки, стрелковое оружие). В составе министерств имелись главные управления, за которыми были закреплены определенные группы научно-производственных объединений, предприятий, организаций, НИИ и КБ в соответствии с так называемой генеральной схемой управления. Передача какого-либо предприятия из одного ведомства в другое осуществлялась специальным постановлением СМ СССР. Министерство обороны основной государственный заказчик в соответствии с программой военного строительства и военной доктрины определяло научно-техническую политику в области разработки и создания новых видов вооружения и военной техники (ВиВТ), а также количество и номенклатуру выпускаемых ВиВТ, осуществляло через своих представителей (военпредов) контроль за качеством продукции на предприятиях ВПК. Соответствующие отделы Госплана СССР осуществляли планирование и распределение материальных и финансовых ресурсов, регулировали вопросы поддержки и создания мобилизационных мощностей и др. общеэкономические вопросы. И, наконец, Оборонный отдел ЦК КПСС осуществлял политический, да и государственный контроль над всей системой ВПК, здесь определялись кадровые назначения и перемещения, готовились основные решения по функционированию комплекса. После распада СССР большинство отраслевых промышленных министерств в России было ликвидировано. Минсредмаш было преобразовано в Минатомпром, а его предприятия почти полностью сконцентрировались на выпуске продукции гражданского назначения. Ныне здесь производится топливо для атомных станций и установок, электроэнергия (13% вырабатываемой в стране), удобрения, машиностроительная продукция и т.д. На ряде предприятий Минатомпрома в соответствии с международными соглашениями по сокращению ядерного оружия осуществляется переработка высокообогащенного урана в низкообогащенный для мирного использования. В результате предприятия Минатомпрома теперь практически не связаны с производством вооружений и фактически не относятся более к ВПК. Функции Министерства обороны как государственного заказчика в целом остались прежними, но экономические условия, в которых оно их выполняет, существенно изменились. Если ранее бюджетные расходы на оборонные нужды в основном планировались (и выполнялись) исходя из заявок армии, то, начиная с 90-х годов, государственный заказ оборонной промышленности формировался уже исходя из возможностей бюджета. А учитывая хроническое невыполнение бюджетом расходов на оборону, необходимая потребность армии в вооружении восполняется лишь по наиболее приоритетным направлениям и далеко не в полной мере. Что касается государственного управления оборонным комплексом, то соответствующие функции были возложены в 1991 г. на Минпром РФ, а с 1992 по 1997 г. на Министерство оборонной промышленности (в 1992 г. Роскомоборонпром, в 1993 1995 гг.

1. Институциональные и структурные изменения в впк военно-промышленный комплекс (впк) России создавался в рамках бывшего СССР на протяжении многих десятилетий

1. Институциональные и структурные изменения в впк военно-промышленный комплекс (впк) России создавался в рамках бывшего СССР на протяжении многих десятилетий

Комментариев нет:

Отправить комментарий